В современном автомобилестроении в качестве источника электричества применяются аккумуляторные батареи, которые устанавливаются на автомобиль. Всего существует несколько типов аккумуляторных батарей, которые различаются между собой составом электролита и типом установленных электродов. Каждый из типов имеет свои собственные достоинства и недостатки, поэтому какой из аккумуляторов устанавливать на свой автомобиль – решать вам.
Виды аккумуляторов по материалу для электродов
Как правило, для установки на автомобилях используются аккумуляторы, основу которых составляет свинец. Это обусловлено свойствами этого металла – он высокую энергоемкость и энергоотдачу. Но при этом в сам свинец добавляются различные добавки других материалов, которые изменяют его физические свойства. Именно по этим материалам и различают разные виды аккумуляторов для автомобилей.
Сурьмянистые (Pb+Sb)
Наиболее «традиционный» тип аккумуляторов, пластины которых имеют более 5% содержания сурьмы, которые уже давно вышли из употребления и практически не встречаются.
Достоинства: низкая себестоимость, устойчивость к глубоким разрядам, а также простота в обслуживании, так как поддержания уровня достаточно долива обычной дистиллированной воды.
Недостатки: высокая токсичность электродов из-за высокого содержания сурьмы, высокая скорость испарения воды, необходимость регулярной проверки уровня, низкий срок службы, малая устойчивость к саморазряду.
Малосурьмянситые (Sb+Ca)
В этих аккумуляторах содержание сурьмы уменьшено максимум до 5%. Такие аккумуляторы не требуют постоянного обслуживания, как традиционные. В настоящее время большая часть отечественных автомобилей используют именно такие аккумуляторы.
Достоинства: низкая стоимость, неприхотливость в обслуживании, увеличенный срок службы, более длительный цикл разрядов и зарядов.
Недостатки: высокая стоимость, большая часть недостатков сурьмянистых аккумуляторов.
Кальциевые (Ca/Ca)
Вместо сурьмы в этих аккумуляторах используется кальций. Это позволяет повысить энергоемкость и коэффициент полезного действия, а также практически свести к нулю выкипание жидкости. Поэтому обслуживать их практически не нужно. Используется в автомобилях иностранного производства среднего ценового диапазона.
Достоинства: практически не требуют обслуживания; низкий уровень саморазряда; длительный срок службы; повышение напряжения до 16 В.
Недостатки: высокая стоимость, прихотливость к переразряду, чувствительность к резким перепадам в бортовой сети.
Гелевые и AGM
В таких аккумуляторах электролит находится в гелеобразном состоянии, благодаря чему потери электролита при повреждениях корпуса сведены к минимуму. А в аккумуляторах типа AGM электроды еще и защищены от осыпания специальным пористым материалом. Такие АКБ устанавливаются на дорогих автомобилях и спортбайках.
Достоинства: высокая виброустойчивость, не боится наклонов, способность выдавать высокий ток практически до полного разряда, герметичность, более чем в три раза увеличенный срок службы, устойчивость к переразряду.
Недостатки: очень высокая стоимость, снижение проводимости при низких температурах, нельзя заряжать повышенной силой тока, требование специального зарядного устройства.
Легированные серебром (Ca/Ca+silver)
Одна из самых дорогих технологий, при которой электроды покрываются анодированным серебром. Это предотвращает осыпание электрода, при этом энергоемкость и КПД существенно возрастают.
Достоинства: высокий КПД, энергоемкость, низкий уровень саморазряда, сниженные масса и габариты, повышенное до 16 В напряжение, увеличенный цикл заряд-разряд, не требуют обслуживания.
Недостатки: высокая стоимость.
Какой выбирать вид аккумулятора – зависит не только от вашего автомобиля, но и от вашего кошелька. Поэтому только от вас зависит, какую АКБ ставить на свой автомобиль, но помните, что экономить на ней не нужно, ибо, как известно, «скупой платит дважды»…
|